В чем секрет успеха наших гидроэнергостроителей? Огромную роль, конечно, сыграла в первую очередь совершеннейшая мощная индустрия. На строительных площадках Братскгэсстроя работало свыше 400 кранов, грузоподъемностью каждый от 5 до 50 т, 3500 грузовых автомашин.
Мощность всех двигателей, работающих на строительстве, составляла 800 тыс. лошадиных сил, на каждого рабочего, занятого на строительно-монтажных работах, приходилось свыше 20 лошадиных сил. Братскую ГЭС строила вся страна.
Свыше 500 промышленных предприятий поставляли оборудование, механизмы для строительства станции. 70 проектных институтов, десятки научно-исследовательских организаций работали над созданием уникальных сооружений и механизмов.
При сооружении Братской ГЭС применялись более совершенные механизмы, чем на подобных стройках в других высокоразвитых странах, как скажем, на той же Грэнд-Кули. В числе этих механизмов — уникальные двухконсольные краны.
Они передвигались по грандиозной металлической эстакаде, специально рассчитанной для работы в условиях Севера.
В процессе проектирования и строительства Братской ГЭС ученые и проектировщики решили ряд крупных научно-технических проблем.
Так, впервые в практике гидроэнергетического строительства была разработана натурная установка для определения скольжения тела плотины по скальному основанию.
В результате исследований, проведенных на этой установке, удалось резко сократить объем бетонных работ и уменьшить вес плотины.
Была решена проблема создания термонапряженного бетона, способного выдерживать перепады температур от -45 до + 30 °С. И это лишь небольшая часть невероятно сложных задач, выдвинутых необычными масштабами и условиями строительства и успешно решенных в ходе сооружения Братской ГЭС. Когда мы приехали сюда, здесь были два-три поселка, тайга и медведи, которые довольно часто беспокоили жителей. Наши строители ходили на медведей с ружьями, собаками.
Да и ходить-то далеко не надо было. Вдруг среди бела дня косолапый появится где-нибудь в поселке Постоянный, возле домов.