Положение дел

Положение дел

Действительно, Леонтию Трифоновичу Тарасенко есть о чем рассказать. Человек он уже немолодой, на стройках с 30-х годов. До 1938 г. Леонтий Трифонович учился и работал одновременно.

Вначале работал на руднике, на марганце.

Из деревни пришел босиком с котомкой. Когда начали строить Днепрогэс, пошел (опять пешком) на стройку.

Пошел, как сам об этом с юмором рассказывал, уже «при сапогах»: заработал, наконец. Но и тут надеть обнову не решился: нес веревочкой связанные на плече.

На Днепрогэсе работал камнеломом, выучился и стал старшим рабочим. А когда открыли на Днепрогэсе гидротехнический техникум, окончил одно из его отделений, получив звание мастера.

После Днепрогэса поехал Тарасенко в Казахстан, на Каргэсстрой.

После Караганды — на Урал.

Там принимал участие в строительстве ГЭС на р. Миас. Жизнь бросала его по всей нашей необъятной земле.

Но во всех стройках принимал он участие от первого дня строительства до завершения. Такие люди как Тарасенко — это живая история развития нашего гидростроительства.

Леонтий Трифонович — свидетель головокружительного роста нашей техники: от лопаты и бадьи на веревке, от лошади с грабаркой до могучих 25 и 50-тонных МАЗов, КРАЗов, самосвалов, кранов, бульдозеров. В те времена, когда начинал свой рабочий путь Леонтий Трифонович, у нас (я тогда руководил строительством Бузулукской ирригационной системы) землеройной техники почти не было, и чтобы соорудить сравнительно небольшую плотину, скажем, напором до 10 м, требовалось решить много трудных задач.

Около трех тысяч грабарей, а точнее — сезонных рабочих, имевших свою лошадь, перевозили суглинок в тело плотины. О бульдозерах, тракторах не приходилось и мечтать.

Помню, решили мы изготовить бульдозер сами.

Из дерева. Потому из дерева, что во-первых, не хватало металла, во-вторых, это казалось проще: на стройке работали мастера по дереву — плотники и другие умельцы.

Представьте, движется, разравнивая грунт, — деревянное сооружение, окованное со всех сторон металлом — «бульдозер». Конечно, деревянные бульдозеры быстро выходили из строя, недолго послужив на пользу дела.

Но и это мы считали прогрессом.