Напорные трубопроводы

Напорные трубопроводы

Мы готовились включить ГЭС в Ленинградскую энергосистему в конце 1941 г. Однако развязанная гитлеровской Германией война нарушила наши планы. В годы войны получил по лендлизу из США несколько турбин, генераторов и другое гидромеханическое оборудование.

Наркомат электростанций поручил Мосгидэпу в самый короткий срок подготовить проект гидростанции с привязкой трех турбин.

Главный инженер этого проекта И. И. Токарев успешно справился с задачей, представив проектное задание с использованием агрегатов на Тереке близ г. Орджоникидзе.

По распоряжению заместителя наркома Б. Е. Веденеева в начале 1944 г. на сооружение новой ГЭС направили меня. С первых дней перед коллективом встали, казалось бы, неразрешимые трудности.

Не было никакой строительной техники-все шло на фронт, на освобождение Родины. Стройка была объявлена народной.

На земляных работах по деривационному каналу и котловану пример самоотверженного труда показали колхозники, прибывшие из всех уголков республики, трудящиеся Орджоникидзе. Это позволило пустить электростанцию уже в 1948 г. Большую настойчивость в достижении поставленной цели проявил начальник строительства Н. Я. Лухнев.

В сложных условиях военного времени он сумел организовать людей, предотвратить перебои в работе. Кстати, напористостью, деловитостью Николай Яковлевич отличался и в институте.

Начало 1950 г. я встретил главным инженером Алма-Атинского каскада ГЭС. Самая верхняя из них — Озерная, с напором в 560 м. Развертывание работ в плохо изученном районе представляло определенный риск.

Но ждать было некогда.

В то время Алма-Атинская центральная электрическая станция (ЦЭС) имела установленную мощность всего в 18 тыс. кВт плюс 12 тыс. кВт получали от семи малых ГЭС каскада. Для быстро растущей, развивающейся столицы союзной республики этого было очень мало.

Предстояло в течение трех лет выполнить все строительно-монтажные работы на Озерной ГРЭС и ввести ее в строй действующих.