Воздушно-нагнетающая модель

Воздушно-нагнетающая модель

Определенный интерес представляет шумовая характеристика электромобилей, к созданию которых привел поиск нетоксичного транспортного средства. Однако по данным японских исследователей замена автомобиля электромобилем существенно не снизит уровень транспортного шума. Интенсивность шума, от взаимодействия колес автомобиля и поверхности дорожного покрытия зависит от скорости движения и возрастает пропорционально ей в четвертой степени. Например, интенсивность шума от качения колес при скорости 100 км/ч в 16 раз больше, чем при скорости 50 км/ч. Для большинства типов автомобилей при движении на первой и второй передаче уровень шума от двигателя превосходит уровень шума от качения колес. На четвертой передаче доминирующим является шум от взаимодействия колес и дорожного покрытия. Для объяснения шума от взаимодействия колес автомобиля и дорожного покрытия предложены «воздушно-нагнетающая модель» и «вибрационная модель». В соответствии с воздушно-нагнетающей моделью как в самой шине, так и в местах вдавливания ее в профильные пространства дорожного покрытия воздух сжимается и разжимается. Это означает, что кроме «шума шин» существует также «шум поверхности дорожного покрытия». Вибрационная модель предполагает, что неровности дороги вызывают тангенциальные и радиальные колебания колеса автомобиля, в результате чего звуковые колебания распространяются от контакта шины и дорожного покрытия в виде «воздушного шума». Воздушно-нагнетающая модель в большей степени соответствует покрытию с крупной структурой поверхности проезжей части, вибрационная — с мелкой структурой.

Сравнение измеренных и вычисленных уровней шума показало, что ошибки вычислений по эмпирической зависимости не превышают 2%, по теоретической — 5%. В связи с изложенным представляется возможным заметить, что в настоящее время достаточно интенсивно развиваются как теоретические, так и эмпирические исследования транспортного шума. На основании уже полученных результатов можно утверждать, что эмпирические зависимости целесообразно использовать только для изученных условий, но здесь они дают более точные результаты, чем теоретические. Последние же приемлемы для использования в более широких масштабах, но характеризуются меньшей точностью.