Теплостойкость алюминиевых сплавов

Теплостойкость алюминиевых сплавов

Теплостойкость алюминиевых сплавов имеет значение для строительных конструкций, применяемых в зданиях со значительными тепловыделениями. Прочность сплавов при нагреве выше определенной температуры резко падает; при температуре около 250° предел прочности большинства из них снижается вдвое, причем после охлаждения прежняя прочность сплавов, упрочненных нагартовкой или термообработкой, полностью не восстанавливается. Однако большинство строительных конструкций работает при температуре не выше 80°. Такой нагрев алюминиевые сплавы, в том числе упрочненные, переносят удовлетворительно. Сопоставление величины снижения прочности различных сплавов при нагреве до 80° показывает, что они не имеют существенных преимуществ друг перед другом с точки зрения теплостойкости. При создании в ближайшем будущем новых алюминиевых сплавов для целей строительства не следует предъявлять к их теплостойкости более высоких требований, чем к теплостойкости сплавов, приведенных выше. Алюминиевые сплавы надо рассматривать как материал строительных конструкций, не предназначенных для работы при температуре выше 80-100°. Из этого не следует делать вывод об ограничении возможных областей применения сплавов, так как строительные (не технологические) конструкции, испытывающие нагрев до температуры 100°, встречаются редко даже в зданиях металлургической промышленности. Коррозионная стойкость является важнейшим химическим свойством материала, определяющим долговечность конструкций, а в ряде случаев — и их эксплуатационные качества. Известно, что около трети ежегодно выплавляемого в мире металла безвозвратно теряется в результате химического разрушения под действием жидких и газовых агрессивных сред.

Проблема повышения коррозионной стойкости элементов и конструкций важна для всех отраслей народного хозяйства, но в строительстве она становится особенно острой, так как срок службы зданий и сооружений планируется в большинстве случаев 50 лет и более; фактор морального износа для строительных конструкции имеет гораздо меньшее значение, чем для узлов машин и механизмов.