Современный метод расчета дорожных одежд

Современный метод расчета дорожных одежд

При воздействии на дорожную одежду потока движения заданных состава и интенсивности в наиболее неблагоприятный период года упругий прогиб не должен превышать предельных значений, не должны возникать недопустимые напряжения растяжения при изгибе в монолитных слоях дорожной одежды и недопустимые сдвигающие напряжения между слабосвязными конструктивными слоями и в грунте. В дорожной одежде не должны возникать недопустимые деформации от морозного пучения. Расчет дорожной одежды ведется по двум группам предельных состояний: по деформациям и напряжениям. Расчет нежесткой дорожной одежды ведется по трем критерия ям: допустимому упругому прогибу; сдвигу в подстилающем грунте земляного полотна и слабосвязных конструктивных слоях; растягивающему напряжению при изгибе в монолитных конструктивных слоях. Дорожная одежда представляется в виде линейно-деформируемого слоистого полупространства, каждый слой которого характеризуется толщиной, техническими и стоимостными параметрами. В общем случае задача расчета линейно-деформируемого многослойного полупространства методами строительной механики достаточно сложна. Решение упрощается ограниченным числом выходных параметров. Практически необходимо получить максимальные значения деформаций и напряжений, которые имеют место у вертикальной оси приложения нагрузки. Напряжения растяжения при изгибе имеют место на нижней поверхности монолитного конструктивного слоя, напряжения максимального сжатия — на поверхности слабосвязных слоев одежды и подстилающего грунта. Деформации достигают наибольших значений у поверхности покрытия в точке приложения нагрузки.

Дорожные одежды рассчитывают на пропуск наиболее тяжелых атомобилей, движение которых предусматривается на проектируемой дороге в период до капитального ремонта: для дорог с покрытием усовершенствованного капитального типа — 15 лет, усовершенствованного облегченного — 10 лет, переходного — 8 лет. При проектировании автомобильных дорог общей сети расчетные нагрузки принимаются в соответствии с ГОСТом.