Общая характеристика схем уличных сетей

Общая характеристика схем уличных сетей

Прямоугольная схема сети магистральных улиц характеризуется простотой начертания, отсутствием сложных пересечений трасс городского транспорта. Она удобна для организации движения, параллельные улицы могут быть использованы в качестве улиц одностороннего движения. Центральные районы города при такой схеме уличных сетей не служат местом сосредоточения транспортных потоков. Кварталы удобны для застройки, нет острых и тупых углов. Основной недостаток такой планировки — удлинение расстояний передвижения между пунктами, находящимися на диагональных направлениях. Длину пути между пунктами в городе при различных схемах сети магистральных улиц принято определять с применением коэффициента непрямолинейности, который представляет собой отношение расстояния, проходимого транспортом по улицам между рассматриваемыми пунктами, к длине воздушной прямой, соединяющей эти пункты. Прямоугольная схема уличной сети отличается высоким коэффициентом непрямолинейности, который в среднем равняется 1,27, а при квадратной схеме может достигать 1,41 (отношение суммы двух сторон квадрата к его диагонали). По прямоугольной схеме сети улиц осуществлена планировка в городах Ржеве, Фрунзе, Алма-Ате, Краснодаре и др. Прямоугольная схема в большей степени характерна для малых и средних городов. По мере роста города возникает необходимость в дополнении этой сети обходными, радиальными и диагональными магистралями, в результате чего создается прямоугольно-диагональная схема уличной сети.

Такая планировка преобладает в Минске, Харькове, Свердловске и других городах. По сравнению с прямоугольной схемой магистральных сетей, при прямоугольно-диагональной схеме планировки значительно сокращается расстояние между центром и периферийными пунктами города, уменьшается коэффициент непрямолинейности — он находится в пределах 1,1 -1,15, но создаются сложные узлы пересечений диагональных улиц с улицами прямоугольной сети. Кроме того, на этих перекрестках образуются треугольные кварталы, неудобные для застройки.